Авиапроизводители признают технологию FRACAS неотъемлемой частью системы управления безопасностью эксплуатации воздушных судов.

16 сентября 2011г.

FRACAS (Failure Reporting Analysis and Corrective Action System - Система Оповещения об Отказах, Анализа и управления Корректирующими Действиями), представляющая собой методологию управления процессами контроля качества и обеспечения высокого уровня надежности серийной высокотехнологичной продукции, признана авиастроительными предприятиями неотъемлемой частью системы управления безопасностью эксплуатации воздушных судов (ВС).

Управление безопасностью, как ключевой аспект управления эксплуатацией средств авиатранспорта, в современных условиях приобретает особую важность, т.к. напрямую определяет перспективы присутствия конкретных типов воздушных судов на рынке авиаперевозок и, как следствие этого, конкурентоспособность и устойчивость их производителей.

Согласно Руководству по управлению безопасностью полётов ИКАО (ICAO - International Civil Aviation Organization - Международная организация гражданской авиации, Doc 9859 AN/474), система управления безопасностью полётов (СУБП) должна быть «нацелена на постоянное совершенствование общего уровня безопасности организации. В соответствии с характером управления безопасностью полетов как основной бизнес-функции, в рамках СУБП осуществляется постоянное, ежедневное выявление факторов опасности, сбор и анализ данных, оценка факторов риска для безопасности полетов и реализация стратегии по уменьшению риска… СУБП – это постоянная, непрекращающаяся операция, нацеленная на поддержание и, по возможности, совершенствование уровней безопасности, которые соразмерны со стратегическими целями организации, и она обеспечивает выполнение основных бизнес-функций… СУБП активно отслеживает факторы опасности, постоянно оценивает факторы риска для безопасности полетов с целью их сдерживания, прежде чем они приведут к происшествию».

Исполнение требований Doc 9859 ИКАО в форме внедрения государственной программы управления безопасностью полетов во всех звеньях авиационно-транспортного комплекса (АТК) имеет обязательную силу с 14 ноября 2013 года во всех звеньях АТК, включая организации, отвечающие за типовую конструкцию и изготовление воздушных судов.

Применение для этой задачи технологии FRACAS создает реальную возможность интеграции данных по инцидентам (отказам) между производителем ВС, эксплуатантами ВС и государственными контролирующими органами. Таким образом, СУБП разработчика и производителя ВС, дополненная СУБП организаций ТОиР ВС и СУБП эксплуатантов ВС и опирающаяся на СУБП аэропортовых комплексов, создает единую культуру и инфраструктуру управления безопасностью полётов, делая гражданскую авиацию по-настоящему безопасной.

В качестве примера стоит напомнить, что один из ведущих российских авиапроизводителей ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» завершил проект создания автоматизированной системы FRACAS на базе платформы Windchill Quality Solutions (ранее Relex) для поддержки процессов послепродажного обслуживания воздушных судов (ВС) весной 2011 года.

Согласно опубликованному отчету ЗАО «Гражданские самолёты Сухого», «FRACAS собирает данные от эксплуатантов, ремонтных служб поставщиков, центров технического обслуживания и ремонта, обрабатывает и анализирует полученные данные, готовит отчеты по надежности и формирует основу для определения и исправления критических технических вопросов. Использование данной системы позволит предложить кастомизированные решения, направленные на оптимизации надежности флота, и проработанные технические рекомендации по улучшению эксплуатации самолета».

Идеология FRACAS основывается на опыте организации высокоточных промышленных производств военно-промышленного комплекса и использует последние достижения информационных технологий.

Главным преимуществом FRACAS является способность прогнозировать отказы и предлагать программу корректирующих действий до возникновения проблемы.

В результате применения автоматизированных технологий FRACAS удается решить не только задачу мониторинга в режиме реального времени состояния ВС по направлениям летной, технической и коммерческой эксплуатации в предприятиях гражданской авиации, но и задачи своевременной идентификации эксплуатационно - технических рисков эксплуатации воздушного судна, планирования корректирующих мероприятий и информирования об их осуществлении, контроля выполнения рекомендаций разработчика ВС и оценки их эффективности.

FRACAS является признанным инструментом достижения успеха в реализуемых сегодня в России программах создания современных высокотехнологичных воздушных судов, эффективно обеспечивая решение задачи поддержки процессов организации авиаперевозок в наиболее критичном их аспекте – аспекте управления безопасностью полётов.

Вернуться в архив

Информационные технологии успеха