Рост интереса к технологиям роботизации процессов (Robotic Process Automation) приведёт к революционным изменениям в работе Общих Центров Обслуживания в России.

07 ноября 2017г.

Несмотря на миллиарды долларов и сотни человеко-лет, потраченные в проектах внедрения финансовых и ERP-систем, полноценное выполнение учётной функции по-прежнему требует значительного объёма ручного труда человека.

Эволюционный путь развития средств автоматизации выполнения учётных транзакций (от локальных макросов до масштабных корпоративных информационных систем) привёл через понимание необходимости к возникновению потребности и, в ответ на неё, появлению технологий, позволяющих исключить участие человека в регулярно повторяющихся процессах обработки информации, основанных на правилах. Эти технологии - так называемые программные роботы для автоматизации процессов (Robotic Process Automation, RPA).

Помимо замещения человека при выполнении повторяющейся ручной работы по вводу транзакций в систему, новые цифровые помощники с успехом справляются и с одновременной работой в нескольких ИС, комбинация которых составляет типовой корпоративный ландшафт деловых приложений.

Назначение и функциональные возможности программных роботов определяют и основной (в том числе, с позиции экономической эффективности) фокус их практического применения с наилучшим результатом. Это – организации, существенную часть работы специалистов в которых составляет именно регулярное выполнение (с помощью информационных систем) повторяющихся операций в процессах, основанных на правилах. Наиболее ярким примером таких организаций являются уже получившие широкое распространение Общие Центры Обслуживания (ОЦО), оказывающие услуги централизованного ведения финансового учёта на принципа инсорсинга или аутсорсинга учётной функции.

Как всегда при рассмотрении вопроса целесообразности практического применения новой технологии, перспективы использования программной роботизации в процессах ОЦО (как сервисной организации, ориентированной на снижение внутренней себестоимости) зависят от дополнительного потенциального экономического эффекта (той самой ценности, value), который может быть получен с помощью Robotic Process Automation).

Программный робот – не просто ещё одно "невидимое" приложение, способное эффективно взять на себя выполнение такой довольно типичной для специалиста ОЦО задачи, как трудоёмкая «работа с двумя экранами», но инструмент, обладающий существенным потенциалом повышения производительности труда в ОЦО и качества оказываемых ОЦО услуг (как минимум, в аспектах своевременности и безошибочности исполнения).

Основными «кандидатами на роботизацию» являются такие процессы ОЦО, как:

  • требующие от специалиста работы с двумя или более системами,

  • задачи консолидации данных и подготовки отчётности,

  • операции закрытия учётного периода,

  • задачи массовой актуализации данных и т.п.

Имеющаяся практика использования решений Robotic Process Automation в Общих Центрах Обслуживания (пока лидерами внедрения RPA выступают крупные компании Северной Америки и Европы) демонстрирует возможности получения 300-900%-ного ROI за счёт:

  • прямого снижения затрат;

  • повышения производительности труда (в режиме работы вплоть до 24/7 один программный робот может заменить от 2 до 5 человек);

  • обеспечения высокой точности, исключения ошибок;

  • масштабируемости роботов, как виртуальной рабочей силы, дающей возможность нивелирования загрузки в пиковые периоды;

  • высокой степени управляемости цифрового работника (робот работает по тем же правилам и с теми же правами, что и человек);

  • безопасности (робот не использует данные информационных систем и не требует интеграции систем при внедрении, защита данных и история транзакций гарантированы).

Недавние опросы представителей Общих Центров Обслуживания, проводившиеся с целью выяснения их текущих приоритетов в области автоматизации деятельности, показывают, что роботизация процессов или даже внедрение систем искусственного интеллекта стоят в плане следующего календарного года у более, чем двух третей опрошенных организаций, более половины из которых уже приступили к запуску проектов Robotic Process Automation.

С учётом заметной динамики распространения и совершенствования модели Общих Центров Обслуживания в России и пока отстающего (в сравнении со средним по миру, по данным Google Trends) общего интереса россиян к Robotic Process Automation ближайшее будущее, с большой вероятностью, покажет резкий всплеск потребностей крупных российских компаний в инструментах роботизации процессов, несущих значительный дополнительный потенциал повышения экономической эффективности и качества услуг ОЦО при сравнительной лёгкости и невысокой стоимости внедрения этих технологий.

Узнайте больше о Вашей будущей «виртуальной рабочей силе» - корпоративном решении для роботизации процессов Digital Workforce.

Вернуться в архив

Информационные технологии успеха