ИТ-нефтесервис. Затишье перед бумом

15 августа 2007г.

Артём Пастушков, Коммерческий директор Рba Consult, к.ф-м.н.

Объем ИТ-рынка в российском нефтесервисе на данный момент оценивается в пределах $ 70-90 млн. в год с перспективой дальнейшего роста от 25% до 50 % в зависимости от сегмента. При этом наибольший рост ИТ-рынка эксперты прогнозируют в сегменте  инфраструктурный и специализированных решений для нефтесервиса, который можно наблюдать уже сегодня. Опять же, по прогнозам экспертов, через 2-3 года, т.е. после ожидаемого завершения формирования основных игроков, на сервисном рынке может наступить взрывной рост ИТ-услуг и технического перевооружения нефтесервисных компаний в сегменте корпоративных информационных  систем (КИС),  систем документооборота, а также систем управления проектами.

Сегодня для российского нефтесервисного ИТ-рынка характер­на  некоторая  стадийность  в определении и последующем решении круга информационно-технических за­дач. Так, задачи первичного контура учета (оперативный, бухгалтерский, на­логовый), определяющего взаимоотно­шения сервисных компаний с государ­ственными структурами и внешними контрагентами, в том или ином виде можно считать решенными. В то же время задачи управленческого и фи­нансового учета, определяющие взаи­моотношения с акционерами и инве­сторами, а также задачи производст­венного учета, определяющие внутрен­ние производственные взаимоотношения на предприятии, все еще ждут сво­ей очереди.

Вполне вероятно, что одним из сле­дующих этапов в процессе развития нефтесервисного ИТ-сектора будет по­строение аналитических систем (на базе существующих информационных), свя­занных с формированием показателей деятельности промыслового сервиса (OFS Balanced Scorecard), отражающих бизнес-эффективность предприятий.

Также в связи с продолжающейся консолидацией рынка и формировани­ем нефтесервисных холдингов значи­тельной проблемой, несомненно, ста­нет унификация любой бизнес-инфор­мации и выработка единых стандартов учета для предприятий, входящих в холдинг. В свою очередь, логичным эта­пом формирования таких единых кор­поративных принципов для крупных нефтесервисных компаний станет вы­ход отраслевых решений на рынок кор­поративных систем.

Проблемы ИТ-конформизма

Не секрет, что в большинстве случа­ев при отделении сервисного пред­приятия от ВИНК по экономическим соображениям предпочтение отдается уже установленным на них системам, т.к. выделение информации и настроек из общей БД не представляется затруд­нительным, пользователи обучены, а сама система находится на стадии про­мышленной эксплуатации.

Иная ситуация возникает, если сер­висная компания входит в другой неф­тяной холдинг или становится частью более крупной сервисной организации (такой как «Интегра», БК «Евразия» и др.). В этом случае замена КИС возмож­на на наиболее критических, сложных  или специфичных участках, например, в случае необходимости интеграции КИС с автоматизированными установками или SCADA-системами основного производства и т.п., где российские  учетные системы малоприменимы. Од­нако, в любом случае сервисные компа­нии, в особенности зарубежные, к про­цессу замены КИС подходят крайне ос­торожно, минимизируя затраты и рис­ки внедрения.

В этом смысле очевидно, что ИТ-развитие нефтесервисного хол­динга будет в первую очередь опреде­ляться экономической целесообразно­стью либо развития, либо замены су­ществующей КИС. Следует пояснить, что для принятия такого решения не­обходимо как минимум иметь свою ИТ-стратегию на 3-5 лет вперед. Если существующая КИС «интегрируется» в выработанную стратегию холдинга и принимается решение развивать ее, то адаптация существующей системы к новым требованиям займет от 3 до 6 месяцев в зависимости от ресурсов и сложности проекта.
Хорошим примером адаптации су­ществующих информационных систем к новым требованиям бизнеса является реализованный в 2005 году АТР-проект (Accounting Transforma­tion Project) по реформированию бух­галтерского учета для предприятий THK-ВР, где для основного производ­ства в настоящий момент использует­ся система SAP ERP, для сервисных предприятий — «ПАРУС-Предприятие 8», а для сбытовых компаний — «1C:Предприятие». В течение 9 месяцев глобального проекта реформирова­ния все информационные системы в рамках компании были успешно адаптированы к новым бизнес-требо­ваниям.

Разумеется, интеграции КИС далеко не всегда отдается предпочтение. На­против, ряд российских компаний се­годня идет по пути комплексной заме­ны КИС на предприятиях, входящих в их состав. Наиболее яркий пример в этом отношении — компания «Инте­гра», где в соответствии с разработан­ной ИТ-стратегией и принятым корпо­ративным стандартом на всех пред­приятиях идет внедрение системы «1C:Предприятие». Стоит однако сказать, что такой подход чреват проблемами как технического, так и социального характера. Внедрение новой системы с доведением функционала до возмож­ностей старой может занимать по вре­мени до 1,5 лет и требовать значитель­ных инвестиций.

Крах несуществующих стандартов

Конечно, в связи с неоднозначно­стью в подходах нефтесервисных ком­паний к интеграции КИС было бы уместно задаться вопросом о существо­вании некого отраслевого «КИС-стандарта». К сожалению, во многом благо­даря отличиям в принципах учета, во многих сервисных компаниях на дан­ный момент такого стандарта нет. И по­явление его также не предвидится.

В то же время, можно предположить, что такой гипотетический стандарт дол­жен подразумевать, например, разум­ную стоимость и финишные сроки внедрения, возможность одновремен­ной работы в системе нескольких со­тен, а то и тысяч пользователей, лег­кость перенастройки системы при по­стоянных структурных изменениях, масштабируемость.

Необходимо добавить, что отсутст­вие стандартов сказывается и на раз­нице в подходе к внедрению корпора­тивных КИС у средних (малых) сервис­ных предприятий. В этом разрезе ис­пользование более гибких российских информационных систем («Парус», 1C) может явиться более предпочтитель­ным, так как в этом случае система мо­жет «подстраиваться» путем дополни­тельного программирования под суще­ствующий бизнес.

Для крупных систем, таких как SAP/R3, где первым этапом внедрения явля­ется «концептуальное проектирование», на котором консультантами сразу предлагается лучшее решение (best practices), предприятию, скорее всего, будет необходимо дополнительно про­вести реинжиниринг (или оптимиза­цию) существующих бизнес-процес­сов. Например, в одной из крупных нефтяных компаний на этапе планиро­вания внедрения SAP/R3 на одном из стартовых совещаний была высказана вполне определенная установка: «все, что не укладывается в R3 — должно умереть».
Так или иначе, внедрение любой корпоративной системы должно «на­кладываться» на уже структурирован­ную и оптимизированную организаци­онную и информационную структуру вне зависимости от масштабов пред­приятия. Это очевидный факт. В про­тивном случае пропадает весь смысл внедрения КИС. Концептуальная ста­дия и изменение или оптимизация бизнес-процессов (реинжиниринг) может быть произведена внешним консуль­тантом или с помощью внутренних под­разделений предприятий и является необходимым, но недостаточным усло­вием успешного внедрения КИС для сервисной компании.

Сервисные приоритеты

С точки зрения комплексного серви­са, ИТ-рынок в сервисной области так­же представляет собой далеко не сфор­мировавшуюся картину. С одной сторо­ны, здесь по-прежнему присутствует широкий спектр поставщиков оборудо­вания, но с другой, существенно в мень­шей степени представлены поставщи­ки ИТ-услуг, тогда как оставшуюся не­значительную часть спектра представ­ляют ИТ-компании, способные пред­ставлять лишь отдельные виды услуг по поддержке существующих информа­ционных систем. Основная проблема на этом фоне состоит в дефиците ква­лифицированных кадров, вследствие оттока специалистов в другие сегмен­ты ИТ-рынка.

Однако, несмотря ни на что, первый этап автоматизации в большинстве сервисных компаний уже закончен, и поэтому новые внедрения «под ключ» будут явлением редким. Исключением в этом случае могут стать, разве что, сервисные подразделения «Сиб­нефть-Ноябрьскнефтегаза», где во­прос о создании КИС по-прежнему от­крыт. В остальном ИТ-сервис, скорее всего, будет сводиться к доработке и развитию уже установленных на пред­приятиях информационных систем.

Поскольку у таких компаний уже имеется опыт самостоятельного обслу­живания и поддержки систем, внешние консультанты будут привлекаться для наиболее критичных (например, за­крытие учетного периода), сложных (учет имущественных активов или про­изводственный учет) или узкоспециа­лизированных (учет НКТ) процессов.

Ко всему следует добавить, что вы­бор среди консультантов в этой обла­сти не так уж и велик, так как специа­лизация ИТ-консультантов по отдель­ным нефтесервисным сегментам на ИТ-рынке не существует или явно не выражена.

С большей уверенностью можно прогнозировать появление на рынке консультантов, ранее специализиро­вавшихся в таких отраслях промыш­ленности, как, например, транспорт или энергетика.
Разумеется, возможен и другой ва­риант. Так, по мере становления и зре­лости рынка, процессы специализа­ции будут усиливаться еще больше и, соответственно, комплексный аутсор­синг ИТ-инфрастуктуры (или отдель­ных сервисов) уже в самом обозри­мом будущем может стать вполне логи­ческим и предсказуемым шагом. Если этот прогноз точен, то роль «пионе­ров» комплексного ИТ-аутсорсинга вполне могут взять на себя мелкие или средние независимые нефтесервисные компании.

Стоит, однако, подчеркнуть, что ВИНК и крупные нефтесервисные хол­динги обладают достаточно развиты­ми ИТ—подразделениями, и в этом слу­чае отказ от услуг собственных струк­тур будет являться решением стратеги­ческого характера, к которому боль­шинство компаний пока не готово.

Меняйте ориентацию

На сегодняшний день различие во внедрении и интеграции ERP в России и за рубежом, в основном, определяется тем, что за рубежом достаточно давно ис­пользуются общепринятые и ставшие уже консервативными стандарты финан­сово-хозяйственной деятельности пред­приятия (например, учет по IAS или СААР). В этом смысле степень неупоря­доченности информации, обрабатывае­мой корпоративными информационны­ми системами на российских предприя­тиях, существенно выше, чем на анало­гичных зарубежных (за исключением стран СНГ и Восточной Европы), и к тому же подвержена постоянным изменениям, связанным с современной бизнес-ак­тивностью по купле-продаже активов, поглощениями, банкротствами пред­приятий и т п. Это лишь подтверждает те­зис о том, что автоматизировать беспоря­док сложно или вообще невозможно.

Несомненно, в этих условиях идея переориентации на западные ИТ-стандарты отнюдь не лишена смысла. Одна­ко использование иностранных КИС российскими предприятиями должна быть оправдана экономической целесо­образностью. Сейчас крупнейшие отече­ственные игроки нефтесервисного рын­ка оказывают в среднем 20%-25% объема сервисных услуг в своих сегмен­тах и по инвестиционным возможностям существенно уступают западным. Создаваемые нефтесервисные холдинги, если их целью не является баналь­ная перепродажа активов, остро нужда­ются в инвестициях для приобретения дополнительных активов, обновления производственных фондов и закупки новых технологий.

Первичное размещение акций на фондовом рынке (IPO), направленное на привлечение долгосрочных инве­стиций, по сути, является долговремен­ным и затратным процессом.

Все это определяет острую необхо­димость минимизации затрат на внед­рение и использование ИТ вообще и КИС в частности.

С другой стороны, есть вероятность, что в дальнейшем западные КИС бу­дут применяться не только из сообра­жений экономической целесообраз­ности, но и в связи с повышением тре­бований бизнеса, в частности, связанных с решением производственных задач, задач стратегического планирования или в случае, если российские ERP не будут развиваться такими тем­пами, которые позволят решить все обозначенные задачи. Не исключено также, что внедрение западных КИС может быть обусловлено требования­ми западных акционеров или инве­сторов. В любом случае, начала этого процесса следует ожидать не ранее, чем через 2-3 года.

Вернуться в архив

Информационные технологии успеха